Наименование проекта (программы) организации-соискателя.
Разработка научно обоснованных подходов к оснащению предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций полифункциональными материалами и оборудованием для развития детей.
Период реализации проекта (программы).
С 01 января 2023 года по 30 сентября 2024 года
Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект (программа).
1)разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно- методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.
2)инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Цель (цели) проекта (программы)
Разработка и обоснование требований к полифункциональной* предметно-пространственной среде для развития детей дошкольного возраста в условиях образовательных организаций и методическое сопровождения их внедрения.
* Под полифункциональной предметно-пространственной средой понимается оборудование и материалы, которые обеспечивают решение целого спектра задач развития детей, существенно более разнообразного, чем предметы с закрепленной функцией или тематическим значением.
Задача (задачи) проекта (программы)
1. Конкретизация положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
2. Разработка примерного перечня оборудования и материалов, отвечающих принципу полифункциональности, для оснащения образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (в том числе дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста), в соответствии с ФГОС ДО с учетом вариативности основных и дополнительных образовательных программ дошкольного образования и необходимости индивидуализации образовательного процесса.
3. Разработка и апробация методических рекомендаций по использованию оборудования и материалов, включенных в разработанный перечень.
4. Разработка и апробация системы методического сопровождения дошкольных педагогов для внедрения примерного перечня оборудования и материалов, отвечающих принципу полифункциональности, при организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
5. Разработка и апробация системы консультирования представителей региональных и муниципальных органов государственной власти, курирующих работу образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (в том числе дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста), по применению примерного перечня оборудования и материалов, отвечающих принципу полифункциональности, для оснащения образовательных организаций.
6. Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы Российской Федерации в части обеспечения государственных гарантий на получение качественного и бесплатного дошкольного образования гражданами Российской Федерации.
Проблематика проекта (в частности, противоречие, на преодоление которого направлен проект)
Одна из глобальных проблем системы российского образования – обеспечение равноправного доступа населения к качественному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рамочно описывает требования к качественной предметно-пространственной среде дошкольной группы, однако более конкретное научно обоснованное описание элементов предметно-пространственной среды, способствующих всестороннему развитию детей и тем самым обеспечивающих всем детям вне зависимости от места проживания качественное дошкольное образование и индивидуализацию образовательного процесса, отсутствует. Существующая нормативная база Российской Федерации, несмотря на включение в полномочия органов государственной власти субъектов РФ финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, в том числе приобретения средств обучения, игр и игрушек в соответствии с финансовыми нормативами, определенными этими органами, не имеет четких оснований для оптимального расходования выделенных средств.
Практика взаимодействия дошкольных образовательных организаций и органов государственной власти субъектов РФ говорит о дефиците механизмов регулирования взаимоотношений этих сторон для реализации данных требований:
— либо обозначается проблема недофинансирования осознанных запросов образовательных организаций на закупку элементов полифункциональной предметно-пространственной среды;
— либо при достаточном финансировании принцип полифункциональности не учитывается или понимается искаженно, то есть закупается неоправданно дорогое оборудование, которое используется для решения очень узкого спектра педагогических задач или не может быть в свободном доступе детей, как этого требует принцип доступности, обозначенный во ФГОС ДО.
Требуются механизмы оптимизации финансирования образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (в том числе дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста), в части оснащения предметно-пространственной среды материалами и оборудованием, которые эффективно решают задачи развития детей.
Некоторые регионы (например, Пермский край, Республика Саха (Якутия), но такие примеры единичны) пытаются создавать свои перечни материалов и оборудования для оснащения дошкольных групп, ориентируясь на подобную практику федерального уровня, применимую для других уровней образования или специфических категорий обучающихся и воспитанников (например, Приказ Минпросвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2019 № 704 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых для реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев его формирования, а также норматива стоимости оснащения одного места средствами обучения и воспитания в целях осуществления образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми»). Однако научная обоснованность и эффективность региональных инициатив не доказана, а такая практика в целом не является общепринятой и не решает задачи обеспечения повсеместной доступности для детей дошкольного возраста качественной предметно-пространственной среды в образовательных организациях.
Интерактивный
научно-познавательный
центр "Альметрика"